среда, 1 марта 2023 г.


 


Просмотрите фрагмент кинофильма "Дети подземелья" (по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Насколько режиссёру Кире Муратовой удалось через экранизацию передать мысль автора.

 

 ВНИМАНИЕ!!!

Готовимся к ВПР по русскому языку

Выполните задания, отправьте скан работы.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


В л..су наступа..т ч..дес..ный пр..дутренний час.(4) Невидимый л..сной дирижёр поднял в..лшебн.. палоч..ку и н..чинает..ся прекрас..ная симфония утра. П..дчиняясь палоч..ке л..сного дирижёра, одна (за)другой гаснут над лесом н..ч..ные(3) звёзды. Нар..стая и зам..рая в в..рхушках д..рев..ев, проносит..ся предра..светный ветер. В музык.. утра слыш..т..ся звонкое пение пр..снувшихся птичек. Из тысячи л..сных звуков чу(д/т)кое ухо уже лов..т необыч..н.. песню глух..ря.

В т..ржественн.. час по..вления со..нца звуки л..сной музык.. особенно нар..стают(2). В с..ребряные трубы трубят журавли на бе..численных свирелях радос..но(1) зал..вают..ся неутомимые дрозды. С л..сных п..лян п..днимают..ся в небо и звонко поют г..л..систые жаворонки.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1)  — фонетический разбор;

(2)  — морфемный разбор;

(3)  — морфологический разбор;

(4)  — синтаксический разбор предложения.


3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Свекла, звонит, арбуз, балуешься.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

К уроку литературы мы подготовили интересную презентацию о поэте.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1)  Лена спросила что нужно купить в магазине

2)  Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал Никитин отвечает первым

3)  Что тебе подарить на Новый год сестрёнка

4)  По утверждению руководителя кружка Егор был отличным актёром

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  К праздничному концерту мы готовим стихи и музыкальный номер.

2)  По воскресеньям Оля с удовольствием занимается в театральной студии.

3)  Подготовь-ка к спектаклю новый костюм и краски для грима.

4)  Сегодня юные актёры мы будем репетировать первое действие спектакля.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

2)  Взвиваются с полей в небо и исчезают в лучах рассвета лёгкие жаворонки.

3)  В лесу недвижно стоят деревья и отбрасывают на снег лиловые тени.

4)  Всё выше поднимается солнце и прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

8. Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что звери благополучно жили вместе большой компанией? Запишите ответ.


10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.


11. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «количество прожитых лет, период в жизни человека, животного». Выпишите это слово.


12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «поздняя» и выпишите его.